Dark Table или Ужин в полной темноте


       
 -       Это ресторан, в котором едят в полной темноте! – с восторгом рассказывала знакомая.
Так что я думала, что знаю, чего ожидать. Но реальность превзошла все мои ожидания.

Перед входной дверью ресторана нас встретила девушка и попросила подождать тут же, на улице, на небольшой крытой веранде. Туда же принесла нам меню.
-       Что, заказ нужно делать прямо сейчас? Прямо тут, на улице?!

Оказалось, что именно прямо сейчас и прямо тут – на улице, не заходя в ресторан. Вообще-то особо выбирать нам не пришлось, из всего ужина из трех блюд нам дали возможность выбрать только основное блюдо. Закуску же и десерт должны были подать, так сказать, «в слепую» - то есть сюрпризом. Мне от этого было как-то не очень комфортно, но я надеялась, что повара ресторана обойдутся без экстрима и экзотики, и нам подадут что-то традиционное.

И вот заказ сделан, нас приглашают войти. В небольшом предбанничке нам снова предстоит ожидание – пара минут, и появляется пухлая афро-американка в блестящих длинных серьгах и темных очках.

-       Говорят, здесь все официанты – слепые! – шепчет мне на ухо муж.
-       Алиша будет сегодня вашей официанткой, - девушка, встретившая нас, передает нас в руки Алишы и испаряется.
-       Да, я буду вашей официанткой, - подтверждает Алиша. – Самое главное для вас - запомнить мое имя. Меня зовут Алиша.
-       Алиша, Алиша, - добросовестно повторяем мы.
-       Если вам что-нибудь понадобится, просто зовите меня по имени – я сразу приду. А сейчас кладите мне руку на плечо – я проведу вас к вашему столику.

Я кладу руку на плечо Алишы, муж кладет руку мне на плечо, и вот таким паровозиком мы проходим в дверь. Тут же представляю, какой эффектный паровоз получится из довольно большой группы китайцев, ожидающих своей очереди на веранде.

Дверь, усиленная тяжелым черным занавесом, пропускает нас внутрь, и полнейшая, густющая тьма сваливается на нас! Я знала что там должно быть темно, но не думала, что настолько темно! Оказывается, темнота бывает разной. Эти эмоции тут же вырываются у меня наружу:
-       О господи! Я не думала, что здесь ТАК темно!

В ответ со всех сторон раздается дружный смех, и я вдруг понимаю что вокруг повсюду – люди. Много людей! Почему-то это стало для меня большой неожиданностью. Казалось, что мы попали в какое-то очень темное и абсолютно пустое пространство, например – в космос. И кроме нас там точно никого быть не может.  Останавливаемся.
-       Это ваш столик. Садитесь.

Легко сказать. Куда? И как?! Я начинаю шарить перед собой руками. Обнаруживаю стол. Потом спинку стула. Сажусь. Тьма такая, что невозможно различить вообще ничего – даже саму себя.
-       Мне кажется, что даже с закрытыми глазами обычно видно больше, чем здесь с открытыми. – Делюсь впечатлениями с мужем. – А как мы будем есть?
-       На ощупь. – Предлагает муж.

Действительно, других вариантов нет. Пока не принесли заказ, я начинаю ощупывать все вокруг, чтобы как-то приспособиться к этому способу взаимодействия с окружающей средой. В результате обнаруживаю вилку, нож, тарелку, на тарелке – кусок хлеба и какую-то маленькую коробочку:
-       О! Я нашла хлеб! – незамедлительно делюсь своей находкой с мужем.
-       Я тоже! Вкусно. – Как оказалось, он тоже не терял время даром.

Как раз когда муж закончил лакомиться хрустящей горбушкой, появилась Алиша – забирает тарелки из-под хлеба и ставит на них новые:
-       Вот ваша закуска. Приятного аппетита! Если вам что-нибудь нужно, просто назовите мое имя. – Снова инструктирует нас Алиша.

Теперь я понимаю, почему Алиша так концентрировала наша внимание на том, как важно нам запомнить ее имя – без нее мы здесь просто пропадем в этой кромешной тьме! Во всяком случае, добраться до выхода точно не сможем – я даже не имею не малейшего представления, в какой он стороне.

Беру вилку и начинаю тыкать ей туда, где, в моем понимании, должна быть тарелка с салатом. Через несколько холостых уколов вилка наконец зацепляется за что-то. Довольная добычей, медленно и плавно двигаю руку с вилкой в сторону рта - начинаю пробовать. Это оказываются руккола с овощами плюс немного сыра, похоже – пармезан. В общем, вполне традиционный овощной салат – пока никакой экзотики. У мужа по его впечатлениям – тоже самое.

Пока разбираемся с закуской, начинаем потихоньку осваиваться в темноте. Это просто удивительно, но за какие-то несколько минут у меня сильно обострился слух и обоняние. Я стала узнавать Алишу по едва уловимому, но довольно терпкому запаху. Плюс я начала чувствовать движение воздуха – я не могла видеть Алишу, но чувствовала, как она стремительно проходила мимо.
-       Что-то нашей Алиши давно не было, - забеспокоился муж.
-       Она только что прошла за моей спиной. Она сейчас справа, у столика, где сидят азиаты.

Со слухом тоже происходили странные метаморфозы. Первые несколько минут, совершенно оглушенная тьмой, я не слышала ничего. Вообще! Казалось, нас окружает не только полная тьма, но и звенящая в ушах тишина. Потом вдруг из тьмы прорвались голоса! Оказалось, вокруг довольно шумно. Прислушиваясь к разноголосице, делаю выводы: справа – азиаты, скорее всего китайцы, впереди и чуть влево – пара канадец-азиатка, сзади – канадцы. И вдруг через разноголосицу и акценты до нас доносится музыка.
-       Слушай, а музыка была с самого начала? – муж как-будто читает мои мысли.
-       Не знаю! Я ее только сейчас начала слышать! Надо Алишу спросить.

Легкое движение воздуха слева, чуть уловимый терпкий запах:
-       Как вам закуска? Готовы к основному блюду?
И через пару минут – еще одна смена блюд. Муж заказал стейк, я неосмотрительно заказала креветки.
-       Какие молодцы! У меня стейк уже порезан на кусочки!
-       Везет тебе. А мне где теперь эти креветки искать?! Я же их в жизни не выловлю из тарелки в этой темноте!

Начинаю охоту за креветками. Наконец мои усилия были вознаграждены: одна креветка, вторая. Попутно попадается и другая добыча – стручковая фасоль, листья салата, крупные квадратики чего-то навроде картофеля.

Тут муж задает очень, извините, интимный, но вполне жизненный вопрос:
-       А если нам понадобится в туалет? Что делать?
-       Ну… Алишу звать!
Вопрос оказался не гипотетический, а очень даже практический – как выяснилось через несколько минут, когда Алиша снова оказалась рядом, и муж попросил ее проводить его в туалет.
-       Без проблем! – с энтузиазмом откликается Алиша. – Берите меня за плечо, я вас провожу.

Паровозик из Алишы и мужа удаляется, и я остаюсь одна в кромешной тьме.
У меня еще осталось немного белого вина, и я медленно потягиваю его, прислушиваясь к окружающим голосам и своим ощущениям. Кажется, что проходит довольно много времени. И я вдруг ловлю себя на том, что ощущение времени тоже как-будто исказилось – я не смогла бы сказать, сколько времени я так просидела, пару минут или полчаса.

За столиком позади меня – пара канадцев:
-       Скажите, а посетители вас никогда не обижают? – спрашивает мужчина.
-       Нет, в основном люди очень хорошие. Хотя всякое бывает. – Слышу низкий, грудной голос Алишы.
-       Вы, наверное, очень устаете?
-       По-разному. Я люблю в будние дни работать – народу поменьше, и не так шумно. А вот в выходные!.. Почему-то люди, когда оказываются в темноте, начинают очень громко говорить. Поэтому в выходные, когда очень много народа, устаешь вдвойне от этого шума.

Меня удивляет, как открыто Алиша отвечает. Легкое движение ветра слева:
-       А где ваш муж? – поражает Алиша своим вопросом! Как?! Откуда она знает, что я сижу за столиком одна?!
-       Он еще в туалете.
-       О, господи! Я забыла про него!!!
Стремительное движение воздуха, и я снова остаюсь одна. Мои размышления по поводу течения времени в темноте, возможно, имеют под собой почву – очень может быть, что я тут сижу уже именно полчаса.

Наконец Алиша возвращает мне мужа, я со смехом рассказываю ему, что она его там просто забыла, а муж, в свою очередь, делится впечатлениями:
-       Ладно я. Там еще две тетеньки со мной стояли – их еще раньше забыли.
-       А в туалете тоже темно?
-       Нет, там лампочка горит. Правда, тусклая. Иди сама посмотри.

Даже стыдно в этом признаваться, но во мне борются два чувства – совесть и любопытство. С одной стороны, не хочется лишний раз напрягать Алишу, с другой – даже не столько по необходимости, сколько из моего неистребимого любопытства мне хочется тоже совершить это маленькое путешествие по темному ресторану до определенного места назначения. Делюсь своими терзаниями с мужем:
-       Да ты что? Это же ее работа! И потом, здесь совсем рядом – всего каких-то пару шагов.
Любопытство побеждает:
-       Алиша!
Движение воздуха слева, кладу руку Алише на плечо, и мы начинаем движение в кромешной тьме. Еле поспеваю. Впереди появляется едва уловимый свет – Алиша чуть приоткрыла тяжелую черную штору, пропуская меня вперед:
-       Я скоро приду за вами. Или снова позовите меня.

Туалет – единственное место в ресторане, где горит свет. Правда, как и сказал муж, довольно тусклый. Но так даже лучше – приглушенный красноватый свет целиком и полностью соответствует обстоятельствам. Туалет отделен от зала не только дверью, но и очередным предбанничком, завешенным тяжелым темным занавесом. Благодаря этому свет в зал из туалета не проникает вообще. Вернувшись в предбанничек, стою в ожидании пару минут, потом, вспомнив, как муж томился тут неизвестно сколько, чуть отодвигаю портьеру и взываю во тьму спасительное:
-       Алиша!

Алиша тут же отзывается где-то слева и появляется через несколько мгновений. Уже привычно кладу руку ей на плечо и стараюсь идти прямо за ней. Алиша двигается в этой кромешной тьме, как кошка. Я же, при том, что стараюсь идти за ней след в след, умудряюсь наткнуться на стул. А может, и на стол – судя по грохоту! До сих пор не понимаю, как мне это удалось – ведь я шла ровно за спиной Алиши! Во всяком случае, я была в этом абсолютно уверена.

Наконец мы оба, и муж, и я - снова вместе за столом. Время десерта. Десерт нам тоже подали «сюрпризом». Пробуем. Сюрприз оказывается кусочком торта. После охоты за креветками, раскиданными по всей тарелке вперемешку с листьями салата, поедание монолитного куска бисквита с кремом кажется мне детским лепетом. У мужа, судя по его описаниям, точно такой же бисквитный тортик.

Ну вот все сюрпризы на сегодня окончены. Остается еще одно небольшое путешествие паровозиком в сторону выхода. Прощаемся с Алишей. Она выводит нас в предбанник перед выходом из ресторана и передает нас в руки девушки за маленькой стоечкой, которая рассчитывает клиентов.
-       Как вам понравилось у нас? – улыбается девушка.
-       Нам очень понравилось. Спасибо! – искренне благодарим.
-       Вы угадали, какой был салат и десерт?
-       Овощной салат с рукколой и бисквитный торт?
-       Да, - улыбается девушка и добросовестно перечисляет ингридиенты салата.

На пути домой делимся впечатлениями. Муж хотел бы приехать еще раз – ему очень понравился стейк, и хотелось бы, уже зная, что нас ждет, прочувствовать все с большим вкусом.

На меня же этот визит произвел странное и очень глубокое впечатление. Я ждала от этого визита интересного гастрономического опыта. Из той серии, что, мол, есть надо уметь. Когда ешь, нужно сконцентрироваться на вкусе, аромате, и проч. Только тогда можно оценить вкус еды и получить истинное удовольствие. И в этом контексте ужин в полной темноте – идеальный вариант, так как ничто не отвлекает тебя от того, что ты ешь. Вот примерно этого я и ждала от ужина в полной темное.

И совершенно неожиданно для меня это опыт оказался вовсе не гастрономическим. Это был исключительно социальный опыт. Меня не оставляла мысль об Алише. О том, как она – абсолютно незрячая, легко и безошибочно передвигается по ресторану между столами без всякой посторонней помощи! И не просто передвигается, а еще и умудряется работать. И как я, абсолютно здоровый человек, была на сто процентов зависима от нее. Я чувствовала себя абсолютно беспомощной в этой кромешной тьме. Как слепой котенок. Получается, что в мире Алиши она – зрячая, а мы – нет…

P.S. Как понимаете, фотоотчет предоставить не могу. Хорошо, что, пока мы изучали меню и ждали официантку на входе в ресторан, я решила сделать пару снимков – их и предоставляю вашему вниманию.  





Для тех, кому идея ужина в кромешной тьме показалась интересной, адрес ресторана:
Dark Table 
2611 W 4th Ave, Vancouver, BC V6K 1P8

2 комментария:

  1. Спасибо за рассказ. Очень интересный опыт. Как путешествие в другой мир.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Almagul. Именно. Очень странный опыт. Об очень многом заставляет задуматься.

    ОтветитьУдалить